?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у alternathistory в Будущий российский авианосец - АТАВКР проекта 1143.8 "Бородино" (окончание)

Предыдущая часть

Авиагруппа

Многофункциональный истребитель Су-53






Основу авиакрыла АТАВКР составляют Су-53 (морской аналог Су-50, в период разработки более известный как  Т-50 или ПАК ФА) Данные машины, получив двигатели второго этапа («изделие 129», имевшее 18 000 кгс на форсаже и 11 500 кгс – в бесфорсажном режиме) могли развивать крейсерский сверхзвук в 2М, а на форсаже – все 3М. Столь мощные двигатели обеспечили тяговооруженность выше единицы даже при максимальной взлетной массе самолета. Конструкция и двигатели с УВТ обеспечивали возможность маневрирования на закритических углах – сверхманевренность оставалась обязательным требованием для русских истребителей. Комплекс Ш-121 стал новым словом в БРЭО – на Су-53 устанавливалась не одна ФАР или АФАР, но целых 5: АФАР переднего обзора Н036-1-01 (на момент поступления в серию – одна из лучших АФАР в мире) , антенная система L-диапазона Н036L-1-01 и антенные системы бокового обзора — Н036Б-1-01Л и Н036Б-1-01Б.
Преимущества данной системы заключались в том, что в отличие от обычной ФАР либо АФАР современных истребителей, работающих в сантиметровом диапазоне комплекс Ш-121 фактически работал и в сантиметровом и в дециметровом диапазонах. На момент появления Су-50 и Су-53 только один истребитель обладал малозаметностью в обоих диапазонах – знаменитый первенец 5-го поколения F-22 «Раптор» но и для него зона невидимости (относительно использования обычных АФАР) была существенно сокращена. Ну а наличие новейшей оптико-локационной станции, ориентирующейся на инфракрасное излучение объектов и способное «выцеливать» их лазерным дальномером без включения БРЛС превосходно дополняло возможности Ш-121. Но и это было еще не все – на Су-53 впервые была размещена никогда ранее не использовавшаяся в авиации система «умной обшивки»…но об этом – позже.
Вооружение самолета для уничтожения воздушных целей состояло из 4 типов ракет –
1)    РВВ-МД с инфракрасной головкой самонаведения, способная поражать вражеские самолеты на расстоянии до 40 км.
2)     РВВ-СД с активно-пассивной ГСН и дальностью в 120 км. На маршевом участке управляемая ракета управлялась инерциальной системой, хотя была возможность радиокоррекции с самолета-носителя, поиск и наведение на летательный аппарат противника осуществлялся путем использования активной ГСН, в тех же случаях, когда самолеты противника используют станции РЭБ глуша ГСН РВВ-СД – ракета переходит на пассивное наведение и атакует источник помех
3)    РВВ-БД – ракета в 510 кг весом и дальностью в 200 км (по цели типа истребитель) и 300 км – по целям типа самолет ДРЛО или стратегический бомбардировщик, также оснащаемая активно-пассивной ГСН


Все упомянутые ваше ракеты имели среднюю скорость полета на максимальную дальность свыше 4М и могли перехватывать цели, движущиеся на скорости до 3600 км/час. Но что самое интересное - РВВ-СД и РВВ-БД использовали технологии «волчьей стаи» которыми до них использовались только на тяжелых советских ПКР «Гранит» и новейших ПКР «Циркон» Иными словами, ракеты умели обмениваться информацией друг с другом и распределять цели – вариант, при котором, скажем, несколько  запущенных РВВ-СД вместо того чтобы поразить самолет ДРЛО и сопровождающий его истребитель вдруг возьмут и всем кагалом наведутся на самолет РЭБ, активно глушащий их ГСН, был невозможен.
4)    Космос-172 – результат работ по сверхдальней (400 км дальности) ракете, создававшейся на базе ЗУР комплекса С-300 еще в начале 90-х годов прошлого столетия. Получившийся монстр длиной в 7,5 метров длины не слишком годился для воздушного боя, но в 2014 г к данной разработке вернулись уже на совершенно новом техническом уровне – с учетом технологий комплекса С-500…Получилась отличная противоспутниковая ракета, которой так не хватало отечественным ВВС.
Что до оружия «воздух-поверхность» - в этом сегменте вооружение Су-53 представлено семейством Х-68. Данная ракета  являлась глубокой модернизацией ракет Х-58 и превратилась в  универсальное семейство КР воздушного базирования – имея совсем небольшую массу (640 кг)  150 кг БЧ при дальности в 250 км и средней скорости 3600 км/час, ракета имела противокорабельный и противорадиолокационный варианты а также модификацию для поражения наземных целей. Также Су-53 мог применять и корректируемые 500-кг авиабомбы.
Все упомянутые боеприпасы (кроме «Космос 172») размещались во внутренних отсеках Су-53.

Самолет РТР и РЭБ Су-53МР

Помимо Су-53 на АТАВКР размещалась также Су-53МР представляет собой глубокую модификацию Су-53. В отличие от Су-53 это двухместный самолет, его основными задачами является ведение радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы.
Дело в том, что еще в СССР была реализована система пассивной радиолокационной разведки – мы знаем эти комплексы как «Кольчуга» украинцев и «Вега» РФ. Суть данной технологии заключается в следующем…
Практически все атмосфера Земли пронизана различными радиоволнами, такими как традиционные РЛС, теле- и радиостанции средства связи, использующие радиоканал, РЛС кораблей и самолетов и прочая и прочая. И какой бы ни был стелсом вражеский летательный аппарат в полете он все равно вносит возмущения в эти радиоволны.  Вот эти-то возмущения и улавливает аппаратура комплекса пассивной радиолокационной разведки.
Таким образом, пассивный радар, ничего не излучая сам, может определять местоположение летательных аппаратов на огромных расстояниях – та же «Кольчуга» в идеальных условиях способна обнаружить самолет, летящий на высоте в 10 км с расстояния порядка 800 км. А вот на 300-400 км от комплекса уже и мухе пролететь было бы затруднительно.
Однако применение такой технологии в авиации наталкивалось на технические проблемы – например, российский комплекс  РТР «Вега» имела 3 три станции обнаружения, пеленгации и анализа «Орион», которые, для нормальной работы комплекса, нужно было разместить в круге диаметром 30 км. Понятно, что самолеты в 30 километров длины были совершенно невозможны.
Но с появлением на Су-53 «умной обшивки», которая была способна воспринимать радиоволны метрового, дециметрового и сантиметрового диапазонов ситуация коренным образом изменилась –Су-53 был способен «работать» в качестве одной из станций пассивного радара – а сведение полученной информации воедино и ее анализом занимался Су-53МР, оснащенный соответствующей аппаратурой. При наличии достаточного «фона» радиоволн один Су-53МР и пара Су-53 способны были обнаружить стелс-истребитель в двух-трех сотнях километров с точностью в пространстве до 10 метров.
Если же естественного фона было недостаточно – в дело вступали РЛС самолета ДРЛО. Что интересно – сам по себе радар такого самолета не мог обнаружить стелс-самолет на большой дальности, но зато давал более чем достаточное фоновое излучение для обнаружения стелса «сетью» из Су-53МР и Су-53.
Помимо радиотехнической разведки Су-53МР оснащался мощной станцией активных помех групповой защиты (Су-53 имели только станции индивидуальной защиты) а также способен носить и  применять практически всю номенклатуру боеприпасов, используемых Су-53. Однако его основная функция – не воздушный бой, а прикрытие Су-53, поэтому типовой вариант боевой загрузки предусматривает пару РВВ-БД (или 2 противорадиолокационных Х-68 в случае атаки морских целей) и  дополнительных блоков РЭБ,  которые стало возможно устанавливать во внутренние отсеки вооружения.

Самолет ДРЛОиУ Як-44Е


Проект реанимирован после 20 лет забвения (работы по Як-44 прекратились в 1992 году) В свое время изюминкой данного проекта стал двигатель Д-27 с винтовентилятором -высоконагруженным высокооборотным воздушным винтом с широкими саблевидными лопастями. Этот двигатель обеспечивает феноменальную экономичность на высоких околозвуковых скоростях, в результате чего время патрулирования Як-44 на удалении в 300 км от авианосца достигало 6,5 часов, но впоследствии время патрулирования было увеличено почти до 8 часов.  Сам самолет получился очень удачным, так что изменения в его конструкции были минимальны – а вот БРЛС, разумеется, существенно обновилось. Одним из важнейших достоинств нового БРЛС стала способность наводить ЗУР с активным ГСН на маршевом участке их траектории.  
В целом возможности Як-44Е были вполне на уровне E-2D «Эдванс Хокай» - правда куплено это было достаточно дорогой ценой – несмотря на некоторое облегчение конструкции относительно прототипа максимальный взлетный вес Як-44Е все равно превысил 38 тонн, в то время как американский «Хокай» не имел и 24 тонн. Но у Як-44 были и некоторые преимущества.


 В то время как E-2D «Эдванс Хокай» не забирался выше 9-9.5 км, Як-44Е спокойно мог патрулировать и на 12 км высоте. Лишние 2-2,5 километра ввысь давали Яку примерно 50 километров к радиогоризонту и это было неплохо. Экипаж Яка был на 2 человека больше – увеличенный экипаж и дополнительная аппаратура позволяли использовать Як-44Е не только как обычный самолет ДРЛОиУ, но как пункт управления БПЛА…

БПЛА «Рыба-меч»


 Изначально данный БПЛА назывался «Скат» и разрабатывался КБ МиГ, но в 2007 г разработка была остановлена. Впоследствии к ней вернулись  - КБ Сухого и МиГ организовали совместную разработку, используя задел по «Скату».(Рассказ об этой машине читайте тут - alternathistory.org.ua/udarnyi-bpla-mig-skat-rossiya)
Получилась «Рыба-меч» - довольно впечатляющий аппарат, имевший небольшие для самолета размеры и (10,5 м в длину и 12 м – размах крыла) массу (12 тонн), выполненный по технологии «стелс» с обеспечением невидимости в дециметровом и сантиметровом диапазонах. Оснащался БПЛА бесфорсажной версией «изделия 129» - двигатель имевший 11500 кгс придавал «Рыбе-меч» сверхзвуковую крейсерскую скорость. Боевая нагрузка достигала 2000 кг и включала в себя либо 3 КР Х-68 либо 3 РВВ-БД либо же 6 РВВ-СД. И это был первый в мире БПЛА в чьи задачи входил воздушный бой…
Особенность современного воздушного боя заключается в том, что первыми обнаруживаются вражеские самолеты ДРЛОиУ (Если у Вас есть свои такие же. Если нет – тогда бой для Вас в 80% случаев закончится не начавшись) Самолет ДРЛО практически невозможно сделать малозаметным, в отличие от сопровождающих его истребителей, поэтому будет некоторые промежуток времени, когда Вы будете видеть вражеский ДРЛО, но вот что делают его истребители Вам не будет известно. Атаковать в это время летающий командный пункт неприятеля весьма опасно – может получиться так, что Ваши перехватчики, выведенные на перехват сами станут жертвой невидимых пока истребителей противника. В то же время, если отправить в атаку БПЛА – они вызовут «огонь на себя» а их станции активной защиты ничем не хуже тех, что стоят на пилотируемых истребителях. К тому же, будучи беспилотными, БПЛА не имеют ограничений в 9 g по перегрузкам – так что их шанс увернуться от ракет, совершив маневр уклонения в том числе с выходом на закритические углы атаки пожалуй, даже выше чем у пилотируемого истребителя. Но и в худшем случае потеря БПЛА совсем не так печальна, как потеря того же Су-53 – а ведь атаковавшие БПЛА враги тем самым демаскируют собственное положение в пространстве и могут стать объектами атаки все еще невидимых для них пилотируемых истребителей…Конечно, «Меч-рыба» никак не могла вести ближний воздушный бой, но вот сыграть роль перехватчика (выйти в точку А и осуществить пуск ракет в точку Б после чего быстренько смыться в точку Ц) было ей вполне по зубам.


То же касалось и штурмовки морских или сухопутных целей – в драке с серьезным противником крайне желательно использовать группу отвлечения, которая вызовет огонь на себя и заставит корабли противника использовать свои РЛС и ЗРК по назначению. Если это удалось – самое время подавить контур его ПВО станциями РЭБ и противорадиолокационными ракетами где поразив, где– заставив выключить, а где и просто забив помехами его РЛС – и проложить тем самым дорогу противокорабельным ракетам, пущенным штурмовой группой. Тактика великолепна, за исключением одного – самолеты группы отвлечения можно списывать в потери еще до их взлета. Поэтому роль ударных БПЛА в атаке по морским или сухопутным целям с мощной ПВО трудно переоценить…
Размещение БПЛА на АТАВКР стало возможным после разработки систем автоматической посадки на палубу корабля. Не то, чтобы такая посадка стала совсем автоматической, но теперь стало можно садить самолет на палубу, управляя БПЛА с «острова» АТАВКРа. Управлять «Меч-рыбой» мог экипаж Як-44Е (ДРЛОиУ), оператор с АТАВКра, либо второй пилот Су-53МР.
А вот система управления «Меч-рыбой» не имела аналогов в мире. Дело в том, что обычные БПЛА управляются оператором на основании информации, передаваемой непосредственно с БПЛА. Это может быть радиолокатор или камера, установленные на БПЛА… «Меч-рыба» тоже имела такую возможность – опционально место под БРЛС было предусмотрено. Но существовал и другой вариант – «Меч-рыбой» можно было управлять на основании данных внешних источников информации. Т.е., картинка, которую видел оператор БПЛА являлась комплексной, она создавалась на основе данных, стекающихся от самолетов ДРЛОиУ, самолетов РЭБ, истребителей, РЛС кораблей…и прочее и прочее.  В таком режиме данные от самого БПЛА не являлись необходимыми, таким образом GPS-глушилки (точнее – ГЛОНАСС-глушилки) не имели власти над этим БПЛА. Но в случае, если вражеским системам РТР/РЭБ все же удалось бы прервать канал связи с «Меч-рыбой» включался автопилот – маршрут движения БПЛА сохранялся в памяти небольшой инерциальной системы, установленной на  «Меч-рыбе». И в случае обрыва связи БПЛА просто разворачивался, и двигался к месту своего запуска до тех пор, пока не будет восстановлена связь с АТАВКР или самолетом.      
Як-44П/Т
Реанимируя проект Як-44 наши авиаконструкторы не желали ограничиваться только лишь летающей платформой для радара – они стремились создать универсальный палубный самолет, и надо сказать, им это удалось. Противолодочный вариант – Як-44П способен с сотней гидроакустических буев и 4 новейшими 450-мм торпедами АТ-5 осуществлять поиск подводного противника в течении 6-7 часов.
В то же время практика показала необходимость наличия на АТАВКР грузового самолета – Як-44Т вполне способен выполнить данную функцию. Это самолет не несет вооружения и представляет собой обычный транспортный самолет средних размеров и палубного базирования. Также может выполнять функции заправщика.
Всего авиагруппа АТАВКР насчитывает 70 летательных аппаратов


Су-53 – 24 шт
Су-53МР (РТР и РЭБ) – 8 шт
«Меч-рыба» (БПЛА) – 16 шт
Як-44Е (ДРЛОиУ) – 8 шт
Як-44П (противолодочный) – 6 шт
Як-44Т(транспорт) – 2 шт
Противолодочные вертолеты – 4 шт
Поисково-спасательные вертолеты – 2 шт
Основной «боевой единицей» авиакрыла считалось соединение, состоящее из одного ДРЛОиУ Як-44Е, одного самолета РТР и РЭБ Су-53МР, двух-четырех многофункциональных истребителей Су-53 и двух БПЛА «Меч-рыба».  

Управление и связь.

АТАВКР является не просто мобильной платформой для палубной авиации но и мощнейшим кораблем управления.
В 2022 году завершился первый этап развертывания спутниковой системы разведки и целеуказания (СРЦ) «Лиана». Данные СРЦ включали в себя все виды спутников –радиолокационной разведки, РТР, видовой и оптико-электронной. 

Ходят слухи о наличии в составе российской СРЦ спутников-убийц, оснащенных неядерным оружием и способных уничтожать вражеские орбитальные группировки… Некоторые спутники «Лианы» оснащены собственными двигателями и способны менять орбиты, радиолокационные спутники могут использовать свои РЛС в активном или пассивном режиме, видовые и оптико-электронные – сосредотачивать свое «внимание» на каких-то конкретных территориях…
Система космической связи «Держава», размещенная на АТАВКР, способна управлять нашей космической группировкой в пределах, делегированных Генеральным Штабом ВС РФ.
Помимо этого АТАВКР превращен в генератор километровых радиоволн для связи с атомными подводными лодками. Гигантская десятикилометровая антенна свернувшейся в несколько кругов коброй опоясывает подводную часть корпуса корабля. ПО аналогии с самолетами-ретрансляторами, которые буксировали те же 8-10 километровые антенны, передавая на ПЛАРБ нужную информацию АТАВКР способен координировать действия подводных лодок путем передачи сообщений на сверхдлинных волнах, которым морская толща – не преграда даже на расстоянии в сотни километров. Если же собственные ПЛ недалеко – с ними можно связаться и по звукоподводной связи, аппаратура которой также размещена на АТАВКР.
Ценность АТАВКР как флагмана соединения трудно переоценить – корабль способен, координируя действия спутниковой группировки с собственными ДРЛОиУ и самолетами РТР и РЭБ вскрыть наземные, морские или воздушные группировки противника, выработать целеуказание и организовать скоординированный удар по противнику силами надводных, подводных и воздушных сил на театре.


«Венцом творения» АТАВКР стала БИУС «Трон». Это уникальная система, разработка которой была призвана преодолеть длительной отставание наших систем подобного типа. К «Трону» автоматически подключаются БИУС всех кораблей, самолетов БПЛА и прочих сил, выделенных под начало АТАВКР.  Что интересно, на «Трон» завязывается не только системы кораблей и самолетов – даже ГСН ракет вбрасывают в БИУС АТАВКР ведомые им порции информации.
На основании данных со спутников, кораблей, самолетов, БПЛА и даже ракет "Трон" формирует модель поля боя . В то время как обычная БИУС управляет системами корабля,  "Трон" управляет БИУСами. Например, если ордер атакован низколетящими ПКР противника, которые были обнаружены дежурным самолетом ДРЛОиУ,  то «Трон», получив сигнал от самолета в состоянии  выбрать корабль (корабли) ордера для отражения налета, продублировать на их БИУС информационный поток самолета ДРЛОиУ, на основании которого корабельные БИУС выработают ЦУ для своих ЗУР,  отдать приказ кораблям на пуск дальнобойных ЗУР, а РЛС самолета ДРЛОиУ -  корректировать их полет…


Вот как-то так, примерно.

Автор - Андрей

Источник - сайт "Альтернативной Истории"


Если вам необходима работа в Великом Новгороде. То наибольшее количество предложений по работе вы найдёте на сайт, ссылку на который я выложил выше.


Метки:

Profile

barrakuda63
barraсuda63

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel