Опытовая ПЛ пр.пр.20120 Б-90 "Саров" в Двинском заливе. Октябрь 2009 г. (фото Михаил Кравцов, снимки любезно предоставлены автором). Назначение ПЛ - опытовая подводная лодка для испытания и отработки применения различных систем вооружения, а так же, вероятно, для испытаний вспомогательной ядерной силовой установки и новых типов реакторов для атомных подводных лодок. В сети Интернет обсуждается так же несколько вариантов предназначения ПЛ, которые нам пока представляются крайне сомнительными: - опытная ПЛ-носитель нового типа крупногабаритного ракетно-торпедного вооружения (1 гигантская ПУ); - опытная ПЛ-носитель крупногабаритного автономного подводного аппарата с ядерной силовой установкой (если это так, то возможно речь об аппарате-аналоге АПА класса PALTUS, по западным данным применяемым с ПЛА типа YANKEE STRETCH и DELTA III STRETCH); - опытная ПЛ-носитель 8 автономных подводных аппаратов; Конструкция ПЛ - двухкорпусная. По бокам в передней части корпуса ПЛ комфомные обтекаемые блоки - с большой вероятностью предназначены для размещения дополнительной компенсирующей балластной системы используемой при испытаниях опытных образцов торпед и других средств поражения. Есть так же мнение, что это атавизм первоначального проекта "Сарган" с неизвестным назначением, который пока (или вообще) не используется. Двигатели и энергетика: 1 х дизель-генератор 1 х гребной электродвигатель Дополнительная энергетическая установка «Кристалл-27» разработки ОАО СКБК на базе топливных элементов, позволяющая увеличить срок автономного подводного плавания до 60-90 суток. Установка отличается интерметаллидным и криогенным хранением водорода и кислорода, а также низкотемпературным электрохимическим генератором со щелочным матричным электролитом. Возможно установлена за ограждением рубки в секции ПЛ с надстройкой. Возможно, в перспективе или изначально на ПЛ испытывается или будет испытываться вспомогательная ядерная силовая установка на базе реактора разработки ОКБМ им. И.Африкантова (изготовлен в 2006 г., данные СМИ). Согласно информации с http://zakupki.gov.ru14 мая 2009 г. состоялся открытый конкурс на проведение НИР "Рознь" (признан несостоявшимся) предусматривающую натурные испытания до ноября 2010 г. макета высокотемпературной паротурбинной установки с электрогенератором мощностью 100 кВт (состав макетного образца - турбина, электрогенератор, конденсатор, система маслоснабженя, вспомогательное оборудование, требования - номинальная температура пара - 850 град.С, мощность электрическая - 80-100 кВт, частота вращения - 24000 об/мин, номинальное давление - 3 МПа) с определением мощностных, газодинамических и виброшумовых характеристик в диапазоне до 3200 Гц. Темой НИР "Рознь" предусматривается создание малошумных малогабаритных перспективных источников энергии с использованием ядерно-водородных топлив для подводных лодок. Участник конкурса по состоянию на 14 мая 2009 г. - ЗАО «НПВП «Турбокон» (г.Калуга). Стоимость контракта на проведение НИР - 39 млн.руб. Экипаж - 52 чел (офицеры и мичманы) Осадка - 7 м Водоизмещение надводное - 2300 тонн Водоизмещение подводное - 3950 тонн Скорость надводного хода - 10 уз Скорость подводного хода - 17 уз Глубина погружения предельная - 300 м Автономность штатная - 45 суток Время пребывания под водой - до 20 суток Вооружение: торпедные аппараты (2) и пусковая установка больших размеров в носовой части корпуса. Предположительная информация - возможно ПЛ Б-90 "Саров" используется для испытаний изделий в рамках темы НИР "Скиф" ГРЦ "КБ им. Макеева" (бывш СКБ-385, г.Миасс). "Скиф" - тема НИР, вероятно, создание ракетной или торпедной системы лодочного базирования с использованием ракетного двигателя. Первоначальные работы по теме НИР "Спилит" удачно проведены отделом №118 ГРЦ совместно с ленинградскими КБ подводного судостроения начиная с 1988 г. После проведения конкурса в начале 1990-х годов ГРЦ начинает полномасштабную разработку НИР "Скиф" по заказу МО России. В конце 1990-х годов ГРЦ по предложению ЦКБ МТ "Рубин" должен был стать головной организацией по созданию и изделия и комплекса "Скиф" (не утвердили). Производство опытных образцов по теме "Скиф" начато в первом квартале 2005 г. (предположительно). Первые успешные испытания по теме НИР "Скиф" проведены стартом изделия в октябре 2008 г. Пуск изделия вероятней всего производится через специальную пусковую установку оригинальной конструкции размещенную в носовой части ПЛ. В 2009 г. изделие по теме НИР предположительно находилось либо в стадии доработки опытного образца(ов), либо в стадии натурных испытаний в гидробассейне ГРЦ "КБ им.Макеева", либо в стадии конструкторских испытаний на опытовой ПЛ Б-90 "Саров", либо в какой-то другой стадии работ. Предположительно назначение НИР - создание ударной системы подводного базирования. Данные основаны на анализе открытых источников и носят предположительный характер.  Фото погрузки некоего изделия на опытовую ПЛ Б-90 "Саров" (27.10.2009 г., http://forums.airbase.ru) и реконструкция внешнего вида агрегата. Вероятно это ракета ПЛРК аналогичная ПЛРК "Водопад" или "Ветер".
Оборудование - ГАК, РЛС, система обнаружения РЛ-сигналов, комплекс средств радиосвязи, навигационный комплекс, перископ(ы). ПЛ Б-90 "Саров" оборудована всплывающей спасательной камерой (подобные камеры до сих пор устанавливались только на атомные ПЛ). Предполагаемый вид первоначального проекта "Сарган", ПЛ пр.20120 Б-90 "Саров" (с) 02.12.2009 г. (рисунок устарел, см.ниже) Проекции ПЛ Б-90 "Саров" проекта 20120 (с) DIMMI, 12.12.2009 г., 30.12.2009 г., 14.02.2010 г. Проекции ПЛ Б-90 "Саров" проекта 20120 (с) DIMMI, 22.02.2010 г. масштаб изменен. Статус: Россия 2008 г. - 1 шт в составе ВМФ, Северодвинск, Северный флот. 2009 г. - 1 шт в составе ВМФ, Северодвинск, Северный флот. 2009 г. c 30 июня (как минимум) по 14 сентября (или дольше) - ПЛ Б-90 "Саров" по данным http://maps.google.com находится на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск). - 2010 зима - ПЛ Б-90 "Саров" базируется в гавани Северодвинска. ПЛ Б-90 "Саров" (вторая слева) в Северодвинске, 06.02.2010 г. (фото Кулешов О., http://fotki.yandex.ru) Источники: В добрый путь, "Саров"! // Главное направление деятельности. Буклет ЦКБ "Рубин", 2008 г. Конструктор (журнал ГРЦ "КБ им Макеева") №№4 и 11 / 2009 г. Официальный сайт Администрации г.Саров, 2007 г. |